Либерально-демократический стиль педагогического общения

Либеральный стиль управления представляет собой особый подход руководителя предприятия или подразделения по отношению к своим сотрудникам. Заключается в предоставлении свободы и возможности реализовываться без жестких ограничений и рамок.

Стили управления лидера – всегда разные?

Конечно, лидер и стили лидерства – это местами довольно обобщенные понятия. Так, можно найти разные классификации типов и стилей лидерства в рамках различных теорий. И каждая из моделей, рассматривающая лидерство и стили управления, может использоваться в определенных ситуациях.

Читайте по теме В чем разница между руководителем и лидером?

Стили управления лидера – всегда разные?

Понятная модель стилей лидерства

Дабы не углубляться в сложную терминологию и анализ разнообразных точек зрения на один общий вопрос, рассмотрим три базовых стиля управления лидера, которые нам предложил в свое время Курт Левин.

Структура педагогического общения

Как уже было сказано выше, педагогическое общение имеет развитую структуру, состоящую из нескольких этапов. На первом этапе, в задачу педагога входит создание модели поведения, которая будет использоваться на протяжении всего общения с воспитанниками. На этом этапе очень важно иметь четкий план взаимодействий, который должен содержать в себе методы, использующиеся для воздействия на детей. В этом вопросе первостепенная важность отводится целевой установке. В задачу преподавателя входит выбор инструментов, которые привлекут детей к взаимодействию и станут залогом творческой атмосферы в коллективе. Эти же методы позволяют раскрыть индивидуальные грани характера каждого из учеников.

К личностным качествам, определяющим стиль общения, относятся владение организаторской техникой и отношение учителя к детям

Читайте также:  Кто такой прокрастинатор от А до Я, почему это болезнь 21 века?

Далее идет этап коммуникативной атаки. Этот процесс подразумевает инициативу учителя в создании коммуникативной связи с воспитанниками. Существует несколько техник налаживания взаимодействия, подразумевающих использование различных приемов динамического воздействия:

Структура педагогического общения
  1. Заражение – метод, направленный на вызов подсознательного отклика у детей. Применение невербальных методов воздействия позволяет понять переживания детей и выявить наиболее критичные уязвимости в их сознании.
  2. Внушение – использование методов воздействия с целью заражения мотивацией.
  3. Убеждение – метод изменения мировоззрения и модели поведения, при помощи аргументированного и мотивированного влияния.
  4. Подражание – анализ поведенческой модели и сознательная форма идентификации себя с этой моделью.

В задачу педагога входит создание двусторонней связи, благодаря которой он может получить информацию о суждениях, мечтах и желаниях учеников. Эта связь помогает передать детям жизненный оптимизм, увеличить самооценку и создать правильные мотивы, направленные на освоение различных знаний и навыков.

К числу факторов, обуславливающих стиль управления, относится и половая принадлежность подчинённых.

Специальными исследованиями выявлены существенные различия в управлении мужским и женским коллективами, обусловленные гендерными различиями их членов. Так, психологи обращают внимание на более дифференцированную и сложную эмоциональную сферу женщин, более выраженный у них интерес к эмоциям окружающих, чем у мужчин. Для женщин общение более значимо — они ставят его во главу угла.

Женщины более ориентированы на оценки их труда членами совместной деятельности, поэтому похвала и негативная оценка являются основными регуляторами их трудовой активности. Женщины более чувствительны к отношениям, складывающимся на производстве, поэтому они предпочитают ту работу, где у них сложились хорошие отношения, даже в ущерб заработной плате. Ориентация на личные, комфортные отношения может компенсировать их неудовлетворённость в семейных отношениях.

Отмечено, что благодаря высокой эмоциональности чисто женский коллектив больше поддаётся влиянию плохого настроения. В нём сильнее разгорается даже маленький конфликт, дольше сохраняется радость, глубже воспринимается чужая боль. Мужчины и женщины по-разному выражают своё несогласие с распоряжениями руководителя. Если мужчины пытаются это сделать в личной беседе с руководителем, то женщины, как правило, выражают своё несогласие в присутствии коллег. Женщина, получившая от руководителя задание, с которым она не согласна, обычно вступает в дискуссию. Мужчина же в такой ситуации спокойно примет распоряжение, а затем ищет способ его выполнения так, чтобы оно совпадало с собственными представлениями, принципами [2; 3 и др.].

Важность выбора вида общения педагога с учащимися

Выбор стратегии общения зависит от следующих факторов:

  • Характеристика аудитории: возраст подопечных, преобладание мальчиков или девочек в классе;
  • Задачи, которые ставятся перед учителем;
  • Особенности характера педагога: флегматичность или вспыльчивость;
  • Правила общения, сложившиеся в коллективе ранее. В некоторых школьных и дошкольных учебных заведениях существуют свои системы поведения, отступать от которых запрещается.

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

От выбранного стиля зависят атмосфера в коллективе и расположенность учеников к преподавателю и его предмету. Как показывает практика, авторитарное поведение, ранее наиболее распространенное, сегодня недопустимо использовать в чистом виде.

В основе педагогики прошлых поколений лежал принцип управления учениками, передача знаний была главной задачей. Сейчас важнее то, насколько ребенок умеет использовать эти знания в реальной жизни. Можно сказать, что всё большей популярностью пользуются демократический и смешанный стили коммуникации.

Важная информация! При переходе из младших классов в старшие меняются учителя, поэтому важно обратить внимание на выбор нового классного руководителя. После либерального преподавателя нельзя назначать авторитарного и наоборот. При этом «демократа» разрешается ставить на место руководителя класса, независимо от предшественников.

Читайте также:  5 признаков, как вычислить токсичного человека при общении

Внедрение либерального стиля управления и сферы его использования

Прежде чем перейти на либеральные методы управления, нужно сначала проанализировать с какой целью и как он будет применяться.

Внедрение либерального стиля управления и сферы его использования

Само внедрение должно происходить постепенно и поэтапно. Это может быть переход на удаленную работу, перевод работника на гибкий график, с обязательным условием завершения работы в установленные руководством сроки. Либеральный стиль больше всего подходит для креативных и творческих профессий. Здесь сотрудники спокойно могут воплощать все свои идеи и способности без давления и строгого контроля со стороны руководителя. Это могут быть:

  • IT-студии, где программисты и разработчики компьютерных программ могут самостоятельно работать.
  • Семейный бизнес, отлично подходит под этот стиль. Так, как все участники одинаково заинтересованы и равны.
  • Творческие студии. К ним можно отнести – дизайнеров, маркетологов, фотографов, иллюстраторов и других творческих людей.
  • Научные исследования и медицинские разработки.
Внедрение либерального стиля управления и сферы его использования

Статью прочитали: 381

Важные выводы

  1. Давая самостоятельность, руководитель воспитывает ответственность и чувство коллективизма. Позвольте сотрудникам ставить себе задачи и оценивать свою работу (с руководителем – согласование и утверждение).
  2. Когда решение приняли, шеф может требовать исполнения и сразу наказывать тех, кто нарушает единые правила, предавать это огласке.
  3. Чтобы сотрудники брались за сложные задачи, несли за них ответственность, работали с отдачей – позитивно воспринимайте их идеи, лучшие из них реализуйте. Информируйте о положении дел в компании.